Апостол Иоанн Богослов

Апостол Иоанн

Память

  • 8 / 21 мая и 26 сентября / 9 октября

Умер

  • По утверждению Папия, епископа Иерапольского (1-я половина 2 века), Иоанн Богослов был убит в 60-х гг. 1 ст.
  • Согласно более поздней христианской традиции, Иоанн Богослов дожил до рубежа 1-2 веков, закончил жизнь в Эфесе естественной смертью (единственный из апостолов), в возрасте около 105 лет, при царствовании императора Траяна.

Апостол Иоанн Богослов


Как известно, в Иисуса Христа было двенадцать верных учеников - апостолов, сопровождавших Его на протяжении земной жизни, а после смерти несли Его слово в мире. И был среди них один, которого Спаситель мира выделял всего за жертвенность и чистоту и, после смерти на кресте, поручил ему опеку над своей Матерью - Богородицей, - Апостол и Евангелист Иоанн Богослов

«Апостол любви» - так называют святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, память которого Церковь чтит 9 октября по новому стилю.

О том, почему Спаситель выделял этого апостола от других, о его написании Евангелия и пророческой Книги Откровения (Апокалипсис) (прим. глава, книга, толкование  иоанна) рассказывает о. Василий Рудейко, заместитель председателя Патриаршей литургической комиссии, священник храма Священномученика Климентия Шептицкого.
 
Интересный земной путь Иоанна Богослова. Известно, что он был сыном рыбака. Однако многие исследователи считают его родственником Иисуса Христа.

Насколько это утверждение правдоподобное?

Важно разграничить на два пласта биографию святого Иоанна Богослова. Прежде всего, это тот, который подает Евангелие. Также есть и традиционный, подробнее рассказывает о его жизни. По преданию, святой Иоанн был сыном рыбака Заведея и Соломии, дочери Иосифа Обручника (святой Иосиф - опекун Марии). Поэтому Иоанн Богослов был близким родственником Иисуса Христа - Его племянником.

Из Священного Писания узнаем, что Христос призвал Иакова и Иоанна, двух братьев, и они пошли за Ним. Если в общих чертах посмотреть на Евангелие, то Иоанн Богослов - это несколько контраверсийная фигура. С одной стороны, он очень вспыльчивый, за что Христос и прозвал его с братом «сынами грома». Однажды, войдя в одно местечко, чтобы обратить, они предлагали наслать молнии и громы и так испепелить его.

С другой стороны, Евангелие представляет Ивана как мягкую фигуру, полную любви, который хочет быть близко к Иисусу. Это такая его двойственность.

Однако святой​ Иоанн Богослов уникальный двумя аспектами. В начале, как и все апостолы, он бежал от Христа, когда Его преследовали и арестовали. Но он и один из тех, которые были под крестом, где Христос поручил ухаживать ему свою Мать - Богородицу. Он единственный, по преданию Церкви, не пострадал мученической смертю - умер своей. И, собственно, Евангелие от Иоанна (Читать глава, книга, толкование иоаннанамекает, что Христос предсказал то, что он не будет замученным, а «пить исповедническое чашу», которую Христос пил.

О святом Иоанне можно говорить в трех перспективах: Апостол, Богослов, Евангелист. Его Иисус Христос выделял среди двенадцати других: он присутствует на всех страстях Спасителя, на Тайной Вечери особенно приближен к Нему, потому что спрашивает об имени предателя, Иисус поручает ему опеку над своей матерью.

Почему Сын Божий так его выделяет?

Есть три основных ученика: Петр, Иаков и Иоанн. Эта троица была наиболее приближена к Христу. Неизвестно, почему Иисус так постановил. Однако фигура Ивана своей ревностью побуждает Христа открывать этим трем особые тайны: воскресенье дочери Иаира, Преображения и т. Это те случаи, когда другие апостолы оставались в стороне.
Петру было доверено своеобразный надзор за другими апостолами и за ним закреплялось сохранения апостольской веры. Яков - первый епископ и родственник Христа, сын Иосифа Обручника. Евангелист Иоанн Богослов - апостол, что хочет жить в правой и левой руке Господа и быть к Нему близко. Известно, что мать Иоанна и Иакова просила Господа, чтобы двое ее сыновей были по правой и левой руке. Это несколько шутливый случай в Евангелии. Господь ей отвечает, что Его пути они пойдут, но кто будет сидеть по правую или по левую, решать Небесный Отец. Для нас - христиан - это пример. Потому что мы хотим быть с Христом, стремимся к Нему «задабриваться» и «заказать место» в Царстве Небесном, но этого нам Христос не обещает. А обещает, что, идя Его дорогой, будем к Нему подобные. Нас преследовать, а мы будем исповедовать, отстаивать правду. Однако это нам не гарантирует сиденья одесную с Ним. Ибо Отец - Тот, который решает это.

уникальная личность среди апостоловИзвестно, что свое Евангелие Иоанн писал позже. Это был особый апостол, поэтому особым было и его Евангелие. Ведь описывает больше событий мученической смерти Спасителя и вообще о том, что говорил Иисус своим ученикам накануне смерти.

Как писал Евангелие апостол Иоанн Богослов?

Это очень сложный вопрос. Могу выделить два аспекта. Не окончательным факт, что Евангелие от Иоанна написано последним. Оно уникально среди четырех других. Писал его, а скорее диктуя (ибо неизвестно, он собственноручно написал либо писал его ученик Прохор), ставил задачу не столько передать рассказ о жизни Иисуса от рождения и до смерти, сколько указать на то, что Он особенный, потому что есть воплощенный Богом. А суть этого воплощения в том, чтобы мы прониклись божественной любовью. Апостол Иоанн Богослов не только пересказывает события из жизни Христа, он пытается их раскрыть с богословской точки зрения. Поэтому подает так называемую Архиерейскую молитву, а также очень длинный монолог Иисуса Христа к своим ученикам перед страданиями. В Евангелии он отмечает о кресте как на свету и истине. Это не столько факты, сколько скорее богословские аргументы. В Евангелии есть такие отрывки, которых нет у других. Например, о свадьбе в Кане Галилейской, о женщине-грешнице и тому подобное. Так, он, на примере уникальных событий, которые не являются общепринятыми в евангельских раздумьях, раскрывает глубокий смысл прихода Иисуса в мир. Если посмотреть на наши литургические тексты, то в них прежде отмечено, что Иоанн не столько передал историю жизни Иисуса, сколько отметил содержание и суть Его прихода в мир. То есть на его богословскую уникальность. Поэтому он и богослов.

Кроме Евангелия, есть и другие писания апостола Иоанна, сходные по содержанию. Их основная тема - любовь Божия к нам, которая раскрывается в смерти и воскресении Иисуса.

Иоанна Богослова называют еще «апостол любви». В чем заключается его богословия любви?

В смерти Христа. Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы мы могли спастись. Это настолько жертвенная любовь, что готова отдать всё, даже и сокровенное; это любовь, которая побеждает смерть. Вот его богословие любви.

Суть этой любви - победа смерти. Бог отдал своего Cина насмерть; а тот воскрес. Поэтому, когда мы отдадим себя на смерть как свидетели Христовы, то надеемся на воскресенье. Это суть любви, о которой говорит Иоанн Богослов в Евангелии и Посланиях, в Книге Откровения. Готовность быть жертвенными до конца - это уподобление Богу. В Евангелии читаем:

«Будьте совершенны, как  Отец ваш совершенный! Будьте святы, как Отец Ваш святой! ».

Поэтому суть святости и совершенства заключается в том, что любовь побеждает все, включая смерть.

Сейчас все активно следят за тем, как осуществляются пророчества Книги Откровения ...

Люди всегда ищут уникальных вещей. И, возможно, именно из-за таинственности и символичности этой Книги Церковь очень поздно добавила ее в канон Священного Писания. Когда посмотрим на традицию Православной Церкви, увидим, что нет ни одного богослужения, где эту Книгу читают. Это потому, что она вошла в канон нашей церковной традиции позже, чем сформировались циклы литургических чтений. С другой стороны, она не является такой уж уникальной. В ней, конечно, использовано много символов, однако нужно внимательно ее читать, чтобы понять. Но ничего другого, чем то, что сказано в Евангелии, эта Книга не подает. Она подробнее описывает конец света, второе пришествие Сына Божьего. Но ничего более нового, не говорит. Христос уже в Евангелие сказал, что придут последние времена, будут преследования и тому подобное. Нельзя на символах Книги Откровения определить, когда Иисус придет. Лучше всего, на мой взгляд, воспринимать эту Книгу как своеобразное описание литургической жизни ранней Церкви. Потому Литургия на самом деле и является откровением, и тем вторым приходом, которого мы ожидаем. В Литургии читаем Священное Писание и сам Христос, в виде хлеба и вина, приходит. Поэтому мы уже предвкушаем второй и славное пришествие Господа в анафоре святого Иоанна Златоуста.

Иоанн Богослов скончался естественной смертью.

Как ученик Христа, который занимался Богородицей, он проживал в г. Эфесе до смерти Марии. И тогда, согласно жеребьевке апостолов, ему выпала работа в Азии. Там он некоторое время находился и был осужден на ссылку на о. Патмос. На острове, по преданию, и написал Евангелие и Книгу Откровения. А в конце жизни вернулся в Ефес, где и умер естественной смертью.

Лучше всего его смерть можно понять из литургических текстов. Уникальность святого Иоанна Богослова заключается в его мученической смерти. Суть его успения в том, чтобы не смотреть на других, а идти за Христом.

Кстати, часто люди спрашивают, почему в день памяти одних святых есть литой на Вечерние, а для других - нет?

Мы говорим о святых в нескольких перспективах. Обычно, святого провозглашают локально, где его некоторое время чествуют. Впоследствии литургические почитание могут расти. Тогда он из обычного может стать полиелейным - для него уже есть особое песнопение, которое поют на утрени. Высшее же литургическое почитание - с литые. Литые, в переводе с греческого, означает «усилиное моления». Это особое моление, что происходило, как правило, у мощей святого. Его суть, с одной стороны, - отдать дань святому у места его захоронения, а с другой - напомнить о Таинстве Крещения. Ведь в результате этого Таинства мы становимся святыми. Ведь тогда Христос входит в нас и мы уже действуем как святые люди.