Секты и язычество на Руси: Хлысты, вертуны, телеши и скопцы.

ОСТОРОЖНО, СЕКТА

 
 
После принятия Русью христианства, в толще народной жизни ещё долго сохранялись остатки язычества. Отчасти оно переродилось в безобидные деревенские обряды – люди колядовали перед Рождеством, по весне водили хороводы. Но жили и древние учения, которые время от времени проявлялись в виде разношёрстных, экзотических и нередко изуверских сект. В политике сектанты, как правило, поддерживали антигосударственные, разрушительные силы.
Опасная история. Хлысты, вертуны, телеши и скопцы - Скопческое радение «корабликом».
Скопческое радение «корабликом».

Стоглавый Собор в 1550 году писал: «По погостам и сёлам ходят ложные пророки, мужики и жонки, девки и старые бабы, наги и босы и волосы отрастив и распустя, трясутся и убиваются».

В XIX веке исследователи обратили внимание на «Стих о Голубиной книге», рассказывающий о сотворении мира. Дескать, белый свет взялся от Бога, солнце – от его лица, луна – от груди, зори – из очей, ветры – от Духа Святого, а мир создан от Адама, камни из его костей, земля из плоти. Из Адама сотворены и люди, цари из головы, а крестьяне из колена. Сюжет мифа в точности соответствует гимну «Пурушасукта» из «Ригведы», где описывается сотворение мира и людей из различных частей тела первочеловека Пуруши (а языческая вера славян была близка к ведической религии древних индусов). Известны также апокрифические евангелия, апокалипсисы, «хождения по мукам», где прослеживаются античные учения орфиков, гностиков и др.

До поры до времени подобные явления прятались отдельными очагами в глубинке. Но в XVII веке произошёл раскол Церкви, а потом царь Фёдор Алексеевич, его сестра Софья и брат Пётр I принялись внедрять европейские моды, нравы, западное просвещение. Нарушилось единство народа, знать оторвалась от простолюдинов, разъезжала по столицам и заграницам, а в умах шёл разброд. По деревням бродили разные странные «старцы» и «старицы», и наряду с раскольниками стали распространяться секты хлыстов.

Они использовали христианскую терминологию, однако сохранили языческие учения и обряды. В качестве «священной» литературы использовалась та же «Голубиная книга» и близкие по содержанию произведения. Бог отождествлялся с «красным солнышком». Богородица с «матерью сырой землёй». Утверждалось, что Бог живёт «на седьмом небе», «пиво варит», рисовалось подобие языческого рая – на небе стоят «грады, сады зелены». При покаяниях обращались ко всей природе: «Прости, солнце и луна, небо и звёзды, и матушка сыра земля, пески и реки, и звери и леса, и змеи и черви». Запрещались воровство, блуд, пьянство, требовались дружба, гостеприимство. Но активисты сект богохульно именовались «христами» и «богородицами», и считалось, что в них воплощается «святой дух». «Богослужения» представляли собой радения: люди доводили себя до экстаза плясками, кружением, били себя прутьями, палками, цепями.

В некоторых сектах радения исполнялись вполне по-язычески, в чём мать родила. А главные ритуалы во многом повторяли древние мистерии Востока и Малой Азии. Например, тёмные магические таинства «матери богов» Кибелы, справлявшиеся когда-то на горе Ида. Сохранились даже следы человеческих жертвоприношений, ритуального каннибализма: в незапамятные времена так поступали с избранницей, олицетворявшей богиню, хотя у хлыстов жертва стала уже символической. Ночью, около праздника Троицы, они плясали при свечах вокруг большого чана с водой, бичевали себя до крови, взывали в песнях к «богородице-матери земле сырой». Она выходила снизу, из погреба, выносила блюдо с дарами: изюмом, сладкими ягодами. Угощала собравшихся, помазывала водой. Её саму торжественно омывали, срезали сосок и, измельчив его на частички, кощунственно «причащались плотью и кровью». Это считалось высшей хлыстовской «святыней».

Страницы: 1 2 3 4 5
Понравилась запись - поделись с друзьями!

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *