Фатализм. Справедливо ли мнение, будто в деле нашего спасения чему быть, того не минуешь

Когда говорят о человеке, умершем без покаяния, погибшем от пьянства или лишившем себя жизни с отчаяния, нередко приходится слышать такие суждения: «Чему быть, того не миновать», «так на роду написано», «так ему суждено», или даже «видно, так Богу угодно». Кто говорит так, те должно быть думают, будто Бог не всем дарует Свою спасительную благодать, а только тем, кого Он Сам предопределяет от века ко спасению; а отсюда выходит, что если человек погибает на веки, то так Богу угодно…

 

Выходит, будто Бог не всем человекам хочет спасения, а только Своим избранникам. Страшно и подумать так, не только говорить. Ужели Милосердый Господь Сам вперед определяет кому-либо погибель вечную? Ужели Ему приятно, чтобы люди умирали скотскою смертью?

 

Нет! — это ложь, это богохульное суждение, и думать так — тяжкий грех. Послушайте, что Сам Бог с клятвой свидетельствует о Себе, говоря чрез Пророка: «живу Аз, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быти ему» (Иез. 33; 11; ср. 18; 23).

 

«Он хощет всем человеком спастися, и в разум истины приити» (1 Тим. 2; 4), и нет воли Божией на то, чтобы хотя один человек погиб (Мф. 18; 14), а, значит, и благодать Свою Господь подает всем грешникам. Бог не отнимает у нас свободы в деле нашего спасения — это правда. Он никого силою не спасает. Погибает человек сам от себя.

 

Пред тобою жизнь и смерть, спасение и погибель — избирай что хочешь. «Аще хощете, и послушаете Мене, — говорит Господь, — благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечь вы пояст» (Ис. 1; 19, 20). Всем даны средства ко спасению, всем Господь предлагает благодать Свою, и если кто отвергает ее, конечно, погибает, но в погибели его никто, кроме его самого, не виновен.

 

Бог предвидит, каким путем пойдешь ты, — путем ли заповедей Его или путем греховным, и потому, всеконечно, знает Он и будущую судьбу твою. Вот как поучает нас святая Церковь: поелику Бог предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо, то посему Он одних предопределил к славе, а других осудил. Чьи заслуги и добродетели, чье расположение Бог предвидел, тем и награды предопределил. Когда ты болен, то не правда ли, что Бог предвидит, исцелишься ты или умрешь?

 

Но уже ли ты по этой причине не будешь призывать к себе врача, не станешь принимать лекарств, ничего не будешь делать для своего исцеления, а сложа руки будешь ожидать выздоровления или смерти своей? В таком случае ты поступил бы очень неразумно и глупо. Одно дело — провидеть Богу твое выздоровление или смерть, — это, конечно, верно, а другое дело думать, будто самое предвидение Божие производит здоровье или смерть, — это ложь. Так и в деле спасения. Конечно, Бог предвидит тебя или в раю, или в муке вечной, но что же отсюда следует? Когда мы смотримся в зеркало, то каковы мы на самом деле, такими и видим себя там: ежели хороши, то и в зеркале хороши же, а ежели дурны, то и в зеркале дурны.

 

Так и в совершеннейшем предвидении Своем Бог видит нас такими, каковы мы на деле и каковы будем при конце жизни нашей; ежели мы праведны, то записаны в книге жизни с праведниками, а если грешны, — то имена наши в книге смерти с грешниками. Итак, праведен ли ты? Берегись, чтобы тебе в грех не впасть, ибо тогда ты будешь изглажден из книги жизни, и определение спасения твоего заменено будет определением мучения твоего. Грешен ли ты?

Страницы: 1 2 3
Понравилась запись - поделись с друзьями!

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *